понедельник, 25 мая 2015 г.

Развиваем речь с рождения

Предыдущий пост о том, что умеет говорить мой младший сын, натолкнул меня на данные размышления. Мне кажется, что с ребенком, когда он начинает рано говорить, очень легко выстраивать отношения. Он может сказать, что ему хочется, а чего не хочется. Его понимают и у него меньше поводов капризничать и злится. По опыту работы в детском саду могу сказать, что среди дерущихся и кусающихся малышей большинство именно неговорящих деток.
       Дети, которые по каким-то причинам не говорят, сами начинают использовать простые жесты для коммуникации (чтобы мама поняла, что он хочет есть, пить или на горшок). С помощью специального обучения этот набор можно расширить. Педагоги, работающие в этом направлении, заявляют, что мама может научить малыша «произносить» с помощью жестов практически любые слова.
И все же мне кажется, что увлекаться этим не стоит. Если ребенок будет успешно общаться жестами, то захочет ли он разговаривать?  
         «Почему мой малыш не говорит?» - очень распространенный вопрос, который специалисты слышат от мам. И в интернете можно найти большое количество статей на эту тему. Причиной «неговорения» могут быть неврологические или логопедические проблемы, а еще наследственность (если мама или папа стали поздно говорить).  Но в этот раз мне бы хотелось поговорить о другой причине. О том, что не все родители знают, что нужно делать для развития речи малыша. Это мы педагоги знаем о механизмах развития психики ребенка, потому что нас этому учили. А все ли родители знают например о том, что ведущей деятельностью младенца является непосредственное эмоциональное общение с  близкими взрослыми?  Вот цитата, выдернутая мной из лекций по возрастной психологии: «Ведущая деятельность младенческого возраста формирует центральное, самое главное новообразование, определяющее переход к следующему этапу развития, – все более возрастающую потребность в общении с окружающими взрослыми». То есть потребность в общении у ребенка формируется до года! И младенец подает очень много сигналов родителям о том, что он готов общаться. Но не все мамы эти сигналы улавливают по разным причинам: бывают «холодные» мамы, которые молча ухаживают за ребенком, не проявляя эмоционального тепла; кто-то считает, что не нужно малыша баловать, брать на ручки и по первому плачу подходить к кроватке; или мама одна с ребенком целый день, устала от домашних дел и ей не до этого. А ребеночек, если он не видит маминой реакции на его сигналы, очень скоро перестает делать попытки установить контакт. В тяжелых случаях это ведет к нарушению привязанности и серьезным психических проблемам. Но сейчас конечно я не говорю о сложных случаях, а просто хочу написать про свой опыт, подкрепленный профессиональными знаниями детской психологии. Мне повезло – оба моих сына стали говорить рано. Здесь большую роль играет наследственность (и я и муж рано заговорили), но и мой вклад в развитие речи моих детей не мал. Вот, что я делала для развития речи своих малышей:
- наукой доказано, что дети слышат звуки, находясь у мамы в животе, поэтому я начинала общаться со своими малышами уже в этот прекрасный период вашей жизни;
- я говорила с малышом с самого рождения  и знала, что ему приятно слышать мой голос, а еще я много времени держала детей на руках (я считаю, что младенцев невозможно избаловать лаской)  и не давала им плакать (с помочью плача малыш сигнализирует маме о том, что его что-то беспокоит);
-в два месяца малыш, видя маму, хаотично двигает ручками, ножками и гулит – это он общается с ней – никогда ненужно оставлять  эти проявления без внимания – обязательно надо смотреть ему в глаза, разговаривать с ним, улыбаться;
-я сопровождала все действия с ребенком словами. Малыши гораздо меньше плачут при купании, одевании если при этом мама разговаривает с ними или рассказывает знакомый стишок;
- когда малыш произносил звуки – я  старалась их повторять и замечала, что малышу это очень нравится, сын начинал еще активнее гулить,  чтобы я гулила в ответ.
- я делала легкий массаж и легонько массировала пальчики, когда он сосал грудь (возможно, не каждому малышу это понравиться);
-я рассказывала стишки, в которых присутствуют простые слоги или звукоподражания, которые малыш может повторить:
Наши курочки в окно: ко-ко-ко, ко-ко-ко
Наши гуси у пруда: га-га-га;

- с рождения я пела детям песенки, рассказывала потешки и прибаутки – этот вид фольклора имеет огромнейшее значение для развития детской речи. Еще с первым ребенком выучила очень много потешек и прибауток, которые теперь рассказываю Максимке. Все самые известные песенки из мультфильмов и не только целый день звучат у нас дома в моем исполнении. Все это, кстати, очень помогает в работе.  Когда-то я проходила курсы повышения квалификации по воспитанию детей раннего возраста и на первом занятии преподаватель сказала нам:
- если вы собираетесь работать с детьми 1,5 – 3 лет, то вы должны знать как минимум 10 детских песенок, 10 потешек связанных со сном и просыпанием, 10 потешек связанных с умыванием и одеванием, 10 коротеньких стихов про любимые игрушки и т.п. Теперь я всегда говорю это новеньким воспитателям (без опыта работы), которые приходят работать в младшие группы.

Все то, о чем я написала, способствует не только развитию речи, но и гармоничному психическому развитию в целом. Когда мама общается с малышом с помощью речи, прикосновений, ласки, улыбок, когда она умеет распознавать сигналы и реагировать на них, то малыш начинает понимать, что его основные потребности будут удовлетворены, и что окружение безопасно – а это очень важно для формирования здоровой привязанности.

2 комментария:

  1. Тоня, чудесный опыт! :) С младенцами действительно надо именно общаться, считается, что самая первая "дверь" (и это не надуманно, а связанно с мозговой активностью) для развития речи открыта даже не до года, а до семи месяцев. И этот потенциал общения упускать не стоит. :) И про потешки хочется добавить, что лучше действительно собраться и через "не хочу" выучить их n - ое количество - потом даже не замечаешь, а просто получаешь удовольствие от общения с малюткой. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Екатерина, это чудесное время - младенчество твоего малыша, только оно очень быстро проходит:)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...