Насте
6 лет, она крупная девочка и выглядит старше своего возраста. Она медлительна и
немного неуклюжа. Чаще всего Настя находится в хорошем настроении и на лице у
нее улыбка. Она хорошо разговаривает и имеет большой словарный запас, любит
рассказывать стихи. А еще Настя любит, когда ее хвалят, а еще лучше - когда
любуются ее нарядами и прической. Настя
пришла в детский сад впервые в 6 лет в подготовительную группу. «Не
удивительно, что ей тяжело, как и всякому домашнему ребенку, попавшему в
организованный коллектив» - подумала я, когда воспитательница попросила меня
«посмотреть эту девочку».
Но стоит отметить, что Настя хорошо адаптировалась и пребывала почти всегда в хорошем настроении. Только занятия (особенно математика и работа в тетрадях) вызывали у Насти отрицательные эмоции и иногда даже слезы.
Но стоит отметить, что Настя хорошо адаптировалась и пребывала почти всегда в хорошем настроении. Только занятия (особенно математика и работа в тетрадях) вызывали у Насти отрицательные эмоции и иногда даже слезы.
Настя выделяется в группе. Обычно старшие
дошкольники, разбившись на небольшие, группы играют с ролевые либо настольные
игры или рисуют. Настя не включается в игру, она не развивает сюжет и не
стремится к игровому общению. Она лишь совершает короткие действия с
игрушками как 2-3 летние малыши. У
девочки плохо развиты навыки самообслуживания – она не умеет сама одеваться и просит чтобы ее покормили.
Когда
Настя оказалась у меня в кабинете на индивидуальной диагностике – первое что
она сказала с восхищением «Как у тебя
тут красиво». А потом еще много вопросов «Кто это нарисовал?» «А зачем это?» А
у тебя есть кошка?». Да, отметила я, мои 6-летки так себя не ведут. Такое
непосредственное поведение типично для более младших деток. Диагностика показывала низкий
уровень, плохо развитую моторику, сниженное внимание, плохой уровень развития
логического мышления. Но не в этом дело. Настя вдруг стала говорить странные
вещи. «На облачке ангелы танцуют и смотрят на тебя» - говорит она мне так же
спокойно, как только что отвечала мне на вопрос о том, чем отличается курица от
кошки. Потом, в процессе нашего общения я еще неоднократно слышала подобные
нелепые фразы, сказанные не к месту. Я удивлена и даже немного испугана, что
это? – тысяча мыслей начинает крутиться
в моей голове. Настя с присущей
ей улыбкой и детской непосредственностью рассказывала о том, как дядя Миша
(который живет с ними) смотрит фильмы про зомби, как они кусают людей и у них
течет кровь. И опять я отмечала что-то особенное в этой девочке. Обычный
ребенок тоже может рассказать вам о зомби, но в отличие от Насти, он будет
говорить «пугающим» голосом и округлять глаза – показывая как это страшно и
стараясь удивить или напугать собеседника. Кажется, что для Насти зомби, ангелы
и живые игрушки – все это воспринимается
как обыденная жизнь, как часть окружающего мира, как должное.
Тогда я была еще молодым специалистом и
работала в детском саду всего лишь третий год. То, что у Насти ЗПР – это было
очевидно. Но есть что-то еще, что я сначала не смогла вычленить (были даже
мысли о шизофрении). У Насти незрелая эмоционально-волевая сфера и незрелое поведение в целом. Она инфантильна. Это психический инфантилизм. Потом я узнала о Настиной семье и все начало
вставать на свои места. Настю воспитывает бабушка, а мама появляется в их доме
очень редко. Папы нет. Бабушка ведет себя с Настей как с маленькой девочкой – она
ее одевает и раздевает, кормит с ложечки, наряжает в платьица и любуется ей как
куколкой. Вместе с тем воспитание заключается в удовлетворении основных
потребностей – одеть и хорошо накормить. Я поняла откуда эти странные фразы, в
частности про ангелов, – Настя повторяет бабушкины слова. С Настей никто
никогда не занимался, не читал, не учил рисовать и лепить, не играл в игры
соответствующие ее возрасту. Скорее всего
причины Настиной проблемы как генетические, так и психогенные. И если у нее и
была генетическая предрасположенность, то в совокупности с бабушкиным
воспитанием они не дали Настиному развитию никакого шанса. Она не знает что
правда, а что вымысел, что хорошо, а что плохо, не знает правил общения и
много-много всего она просто не знает. А ей
6 лет и через год в школу.
Когда я задумалась над коррекцией, то
поняла, что в одиночку мне не справится. Помимо развития ВПФ нужно работать с
эмоционально-волевой сферой и с расширением знаний и представлений о мире
людей. А еще развитие игровой деятельности и развитие представлений через саму
игру. Я задумывалась, а родители Насти не задумывались – они забрали девочку из
сада после нового года без объяснения причин. Вот так вот.
А вот почему я вспомнила о Насте.
Несколько дней назад я встретила девочку, как две капли воды похожую на нее. Ей
7 лет, но она еще не ходит в школу. Она полновата, но очень подвижна и не сидит
на месте. Она ведет себя как 4-летка – кружится и смеется, ползает на четвереньках по полу. Но самое главное –
фразы, странные фразы, сказанные как будто невпопад и не предназначенные для
уст 7-летнего ребенка. С девочкой мама, мама уже в возрасте, наверное, это
поздний ребенок. Мама жалуется на то, что девочка очень подвижна, активна и не
хочет заниматься. Но в мамином взгляде восхищение своим ребенком. «Ну,
посмотрите разве можно надевать белые колготочки такой егозе» - сетует мама. И
между тем не говорит девочке, что не нужно ползать на коленках в общественных
местах. И не единого слова о том, как следует и как не
следует себя вести. Я улыбалась и кивала – ведь я была не на работе.
Да, в практике встречаются порой очень сложные случаи... Трудно порой вычленить, где это всего лишь детская непосредственность, присущая возрасту, а может, характеру... Где фразы, казалось бы, как и у всех детей, но несут в себе нечто "странное" и отличающееся от нормы... Это всегда круг сомнений, гипотез, догадок, но и попытка понять ребёнка, помочь ему. Родители в таких вопросах - это первостепенные помощники, и ответственность лежит именно на них. В последнем описанном эпизоде, может, и не всё так однозначно. Возможно, это и не восхищение, а сильная любовь, а её фразы могут быть фразами, перекрывающими душевную боль, попытка отвлечь окружающих от очевидного... Внешняя сторона виденных нами ситуаций часто не отражает глубины происходящего. Тоня, спасибо Вам за статью - задумалась о многом, с чем столкнулась недавно. Написала замысловато, но отозвалось лично...
ОтветитьУдалитьДа, Екатерина эти случаи сильно отличаются, в первом случае - пед. запущенность, во втором наоборот чрезмерная опека, восхищение ребенком. Похожи они тем, что родители этих детей не воспитывают, не развивают и не знакомят с окружающим миром. Все это сказывается на адаптации ребенка к саду и школе. А в конечном счете нарушается развитие всех сфер и личности в целом.
УдалитьСпасибо, Настя за такую интересную статью, пусть немного и грустную... но, она учит многих родителей (бабушек и нянь): К ДЕТЯМ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ КАК К ЛЮДЯМ!!! НЕТ СЮСЬКАНЬЯМ! НЕТ УМИЛЕНИЯМ И ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ!!! когда мне говорят "Он/она у меня такой/такая" - это настораживает... Успехов, Настя вам в вашей нелёгкой работе. Положительных результатов, понимающих родителей, А детки они вырастут, главное направить, а дальше они сами найдут себя и свой путь) Ещё раз спасибо за статью.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Марина. Полностью согласна с вами. Только Настя - это девочка из статьи, а меня зовут Антонина:)
Удалить