воскресенье, 22 марта 2015 г.

Случай из практики. Большая маленькая девочка.

       Насте 6 лет, она крупная девочка и выглядит старше своего возраста. Она медлительна и немного неуклюжа. Чаще всего Настя находится в хорошем настроении и на лице у нее улыбка. Она хорошо разговаривает и имеет большой словарный запас, любит рассказывать стихи. А еще Настя любит, когда ее хвалят, а еще лучше - когда любуются ее нарядами и прической.  Настя пришла в детский сад впервые в 6 лет  в подготовительную группу. «Не удивительно, что ей тяжело, как и всякому домашнему ребенку, попавшему в организованный коллектив» - подумала я, когда воспитательница попросила меня «посмотреть эту девочку».
Но стоит отметить, что Настя хорошо адаптировалась  и пребывала почти всегда в хорошем настроении. Только занятия (особенно математика и работа в тетрадях) вызывали у Насти отрицательные эмоции и иногда даже слезы. 
         Настя выделяется в группе. Обычно старшие дошкольники, разбившись на небольшие, группы играют с ролевые либо настольные игры или рисуют. Настя не включается в игру, она не развивает сюжет и не стремится к игровому общению. Она лишь совершает короткие действия с игрушками  как 2-3 летние малыши. У девочки плохо развиты навыки самообслуживания – она не умеет сама одеваться и просит чтобы ее покормили.
             Когда Настя оказалась у меня в кабинете на индивидуальной диагностике – первое что она сказала с восхищением  «Как у тебя тут красиво». А потом еще много вопросов «Кто это нарисовал?» «А зачем это?» А у тебя есть кошка?». Да, отметила я, мои 6-летки так себя не ведут. Такое непосредственное поведение типично для более  младших деток. Диагностика показывала низкий уровень, плохо развитую моторику, сниженное внимание, плохой уровень развития логического мышления. Но не в этом дело. Настя вдруг стала говорить странные вещи. «На облачке ангелы танцуют и смотрят на тебя» - говорит она мне так же спокойно, как только что отвечала мне на вопрос о том, чем отличается курица от кошки. Потом, в процессе нашего общения я еще неоднократно слышала подобные нелепые фразы, сказанные не к месту. Я удивлена и даже немного испугана, что это? – тысяча мыслей начинает крутиться  в  моей голове. Настя с присущей ей улыбкой и детской непосредственностью рассказывала о том, как дядя Миша (который живет с ними) смотрит фильмы про зомби, как они кусают людей и у них течет кровь. И опять я отмечала что-то особенное в этой девочке. Обычный ребенок тоже может рассказать вам о зомби, но в отличие от Насти, он будет говорить «пугающим» голосом и округлять глаза – показывая как это страшно и стараясь удивить или напугать собеседника. Кажется, что для Насти зомби, ангелы и живые игрушки –  все это воспринимается как обыденная жизнь, как часть окружающего мира, как должное.
    Тогда я была еще молодым специалистом и работала в детском саду всего лишь третий год. То, что у Насти ЗПР – это было очевидно. Но есть что-то еще, что я сначала не смогла вычленить (были даже мысли о шизофрении).  У Насти незрелая  эмоционально-волевая сфера и незрелое поведение в целом. Она инфантильна. Это психический инфантилизм. Потом я узнала о Настиной семье и все начало вставать на свои места. Настю воспитывает бабушка, а мама появляется в их доме очень редко. Папы нет. Бабушка ведет себя с Настей как с маленькой девочкой – она ее одевает и раздевает, кормит с ложечки, наряжает в платьица и любуется ей как куколкой. Вместе с тем воспитание заключается в удовлетворении основных потребностей – одеть и хорошо накормить. Я поняла откуда эти странные фразы, в частности про ангелов, – Настя повторяет бабушкины слова. С Настей никто никогда не занимался, не читал, не учил рисовать и лепить, не играл в игры соответствующие ее возрасту.  Скорее всего причины Настиной проблемы как генетические, так и психогенные. И если у нее и была генетическая предрасположенность, то в совокупности с бабушкиным воспитанием они не дали Настиному развитию никакого шанса. Она не знает что правда, а что вымысел, что хорошо, а что плохо, не знает правил общения и много-много всего она просто не знает. А ей  6 лет и через год в школу.
      Когда я задумалась над коррекцией, то поняла, что в одиночку мне не справится. Помимо развития ВПФ нужно работать с эмоционально-волевой сферой и с расширением знаний и представлений о мире людей. А еще развитие игровой деятельности и развитие представлений через саму игру. Я задумывалась, а родители Насти не задумывались – они забрали девочку из сада после нового года без объяснения причин. Вот так вот.
     А вот почему я вспомнила о Насте. Несколько дней назад я встретила девочку, как две капли воды похожую на нее. Ей 7 лет, но она еще не ходит в школу. Она полновата, но очень подвижна и не сидит на месте. Она ведет себя как 4-летка – кружится и смеется, ползает  на четвереньках по полу. Но самое главное – фразы, странные фразы, сказанные как будто невпопад и не предназначенные для уст 7-летнего ребенка. С девочкой мама, мама уже в возрасте, наверное, это поздний ребенок. Мама жалуется на то, что девочка очень подвижна, активна и не хочет заниматься. Но в мамином взгляде восхищение своим ребенком. «Ну, посмотрите разве можно надевать белые колготочки такой егозе» - сетует мама. И между тем не говорит девочке, что не нужно ползать на коленках в общественных местах. И не единого слова о том, как следует и как не следует себя вести. Я улыбалась и кивала – ведь я была не на работе.

4 комментария:

  1. Да, в практике встречаются порой очень сложные случаи... Трудно порой вычленить, где это всего лишь детская непосредственность, присущая возрасту, а может, характеру... Где фразы, казалось бы, как и у всех детей, но несут в себе нечто "странное" и отличающееся от нормы... Это всегда круг сомнений, гипотез, догадок, но и попытка понять ребёнка, помочь ему. Родители в таких вопросах - это первостепенные помощники, и ответственность лежит именно на них. В последнем описанном эпизоде, может, и не всё так однозначно. Возможно, это и не восхищение, а сильная любовь, а её фразы могут быть фразами, перекрывающими душевную боль, попытка отвлечь окружающих от очевидного... Внешняя сторона виденных нами ситуаций часто не отражает глубины происходящего. Тоня, спасибо Вам за статью - задумалась о многом, с чем столкнулась недавно. Написала замысловато, но отозвалось лично...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Екатерина эти случаи сильно отличаются, в первом случае - пед. запущенность, во втором наоборот чрезмерная опека, восхищение ребенком. Похожи они тем, что родители этих детей не воспитывают, не развивают и не знакомят с окружающим миром. Все это сказывается на адаптации ребенка к саду и школе. А в конечном счете нарушается развитие всех сфер и личности в целом.

      Удалить
  2. Спасибо, Настя за такую интересную статью, пусть немного и грустную... но, она учит многих родителей (бабушек и нянь): К ДЕТЯМ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ КАК К ЛЮДЯМ!!! НЕТ СЮСЬКАНЬЯМ! НЕТ УМИЛЕНИЯМ И ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ!!! когда мне говорят "Он/она у меня такой/такая" - это настораживает... Успехов, Настя вам в вашей нелёгкой работе. Положительных результатов, понимающих родителей, А детки они вырастут, главное направить, а дальше они сами найдут себя и свой путь) Ещё раз спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина. Полностью согласна с вами. Только Настя - это девочка из статьи, а меня зовут Антонина:)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...